Выбор региона
Выберите регион
ISO 9001:2015
Написать директору
8 Августа 2019

Блокировка счета. Почему это случается и что делать?

Банк заблокировал счет: почему это случилось и что делать?

Блокировка расчетного счета - распространенное явление, с которым сталкиваются многие компании. Если такая ситуация случилась, не нужно паниковать. Главное - разобраться, по какой именно причине банк заморозил расчетный счет, что можно сделать для его разблокировки и как вывести деньги.

6907806780.jpg

Блокировка счета по решению кредитной организации

Блокировка расчетного счета - это приостановка операций по нему, которая может осуществляться по инициативе самого кредитного учреждения.

При приостановке операций финансовое учреждение руководствуется Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов ... и финансированию терроризма" от 07.08.01 г. № 115-ФЗ. Согласно ст. 7 Закона с сентября 2018 г. банкам разрешили блокировать операции с денежными средствами, если они посчитают их сомнительными, то есть будет подозрение, что одна из сторон операции имеет отношение к террористической или преступной деятельности.

Кого банк может считать подозрительным клиентом

Операции считаются сомнительными, если согласно «Методические рекомендации Центробанка № 18-МР от 21.07.2017 г».:

  • совершаются сделки, не соответствующие уставной деятельности компании;
  • поступают денежные средства в течение непродолжительного времени и в размере менее 600 тыс. руб. (не подпадающие под минимальное значение контролируемой суммы согласно ст. 6 Закона № 115-ФЗ);
  • не списываются с расчетного счета расходы, обычные при осуществлении деятельности, например, зарплата сотрудников, аренда, коммунальные платежи и т.д.);
  • произошла резкая активизация приходных и расходных операций.

На заметку! В качестве нестандартных причин блокировки расчетного счета ИП может стать возраст предпринимателя - моложе 20 или старше 75 лет.

Действия банка при замораживании счета

Обратите внимание, при заморозке счета банк информирует об этом событии и другие финансовые учреждения, а потому у клиента может возникнуть ситуация, когда банки заблокировали счета полностью. В таком случае хозяйствующий субъект не сможет оформить расчетный счет в ином банке и провести операции, вследствие чего может нарушиться финансово-хозяйственный процесс в организации.

Если банк заморозит средства на расчетном счете клиента, он обязан уведомить о причинах такого действия. При этом для разблокировки сотрудники требуют предоставить какую-либо документацию, подтверждающую правомерность проводимых операций. Срок проверки и разблокировки счета законодательством не установлен, а потому он соответствует внутреннему регламенту кредитного учреждения. Даже если клиент в срочном порядке представит все документы и доказательства, процесс разблокировки может затянуться на несколько недель.

Банк может заморозить как сам расчетный счет, так и денежные средства по конкретной операции. В первом случае причиной является недоверие кредитной организации к самому клиенту, а во втором - к операции, которая может совершаться мошенником. При второй ситуации деньги замораживаются не более чем на 2 дня для выяснения обстоятельств по конкретной операции.

Блокировка счета по решению ИФНС

Согласно ст. 76 НК РФ налоговые органы могут выставить требование банкам о блокировке расчетных счетов налогоплательщика. Причинами такого действия могут быть:

  • неуплата налоговых платежей или страховых взносов;
  • непредставление налоговой декларации или РСВ в течение 10 дней после установленного срока. Не забудьте, что при предоставлении налоговых деклараций из программ 1С с помощью электронной отчетности, вы должны получить извещение из ИФНС, что ваша декларация принята ;
  • необеспечение получения от ИФНС документов в электронном формате по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • неисполнение обязанности по передаче квитанции о поступлении в компанию требований или уведомлений от налоговых органов.

Блокировки расчетных счетов снимаются только в случае, когда налогоплательщик исполнил свои обязанности перед ИФНС.

6905780568790.png

Если налоговики потребовали заморозить счет по иным причинам, не указанным в ст. 76 НК РФ, то такое действие считается неправомерным. Налогоплательщик имеет право потребовать уплатить проценты, которые рассчитываются исходя из ставки рефинансирования за каждый календарный день незаконной приостановки операций по счетам.

Срок для расчета процентов определяется с даты получения кредитной организацией требования о приостановлении операций до даты получения решения о разблокировке включительно.

Размер процентов определяется по следующей формуле:

Величина средств, на которую приостановлены операции * Число календарных дней блокировки * Ставка рефинансирования / Число календарных дней в году.

Важно! Налогоплательщику нужно доказывать, что из-за неправомерных действий сотрудников ИФНС он упустил возможную экономическую выгоду, к примеру, вложение денег в депозит с получением процентов, нарушение сроков оплаты по договорам с контрагентами или по кредитным соглашениям.

Как оспорить решение банка о блокировке счета

Оспорить решение банка о блокировке счета можно только в случае, если кредитная организация по собственному решению заморозила денежные средства, поскольку на требование ИФНС она повлиять никак не может. Если именно банк заблокировал расчетный счет, то нужно детально разбираться в создавшейся ситуации.

В таком случае банк должен не только указать причину своего действия, но и представить доказательства по сомнениям, вызвавшим блокировку. Если они будут необоснованными и незаконными, клиент может обратиться в суд за компенсацией материального вреда в виде процентов. Кроме того, поскольку банк сообщает другим финансовым организациям о блокировке в связи с вопросом недобросовестности компании, можно обязать его признать данную информацию недействительной. Данное действие особенно необходимо, поскольку в противном случае другие кредитные учреждения могут отказывать организации в банковском сотрудничестве.

При отказе в снятии блокировки расчетного счета клиент имеет право обратиться в Межведомственную комиссию при Центробанке РФ с жалобой на неправомерные действия кредитного учреждения. При этом он также должен представить официальные доказательства того, что банк заблокировал счет по незаконным основаниям.

Как вывести деньги с заблокированного счета

Вывод денежных средств зависит от того, кто именно стал инициатором блокировки счета.

Если расчетный счет заблокировала ИФНС, то могут быть такие варианты решения проблемы:

  • если счет заблокирован на конкретную сумму, например, в части задолженности по налогу, то оставшиеся деньги находятся в свободном доступе компании. Соответственно, она имеет право распоряжаться ими по своему усмотрению;
  • если расчетный счет заблокирован полностью, то можно попробовать получить часть денег через исполнительный лист в части невыплаты зарплаты. Для этого нужно, чтобы сотрудник обратился в судебные органы с исковым требованием по выплате зарплаты. Этот метод характеризуется длительностью и сложностью процесса, но высокой результативностью. Также можно создать комиссию по решению трудовых споров, которая соберет необходимую документацию по вопросу задолженности перед сотрудниками по оплате труда и направит в банк для решения вопроса.

Если расчетный счет заблокировал сам банк, то также можно воспользоваться методом, связанным с исполнительным листом в части выплаты зарплаты. Кроме того, можно попробовать вернуть деньги поставщику или же перевести средства на расчетный счет компании в другом банке. Даже если счет заблокирован, деньги по нему не конфискованы, а потому банк обязан их возвратить. Каждая конкретная ситуация рассматривается в индивидуальном порядке, но нужно попробовать все возможные варианты взаимодействия с кредитным учреждением.

Советы по разблокировке счета

Если банк заблокировал счет, необходимо оперативно отреагировать на такую ситуацию и в первую очередь обратиться в кредитное учреждение. Сотрудники обязаны сказать, по какой именно причине счет был заморожен - по решению самого банка или по требованию налоговой инспекции.

В ситуации, когда банк заблокировал счет по своему решению, следует детально разбираться, каковы причины такого действия и что можно предпринять для разблокировки. Как правило, кредитные учреждения требуют предоставить документацию, свидетельствующую о правомерности проводимых сделок и надежности контрагента.

Если банки заблокировали счета по требованию налоговой инспекции, то нужно сделать следующее:

1. Связаться с инспектором

В некоторых ситуациях компаниям достаточно просто позвонить в налоговую инспекцию. Как правило, если в автоматизированной системе ИФНС за компанией числится задолженность по налогам или страховым взносам, программа должна направить в организацию требование об уплате долга. Если компания вовремя не погасит свою задолженность, то в кредитное учреждение поступает требование о приостановке операций по счетам налогоплательщика.

По логике у компании должно быть время на решение конфликтной ситуации, к примеру, для закрытия задолженности, но ситуации бывают разные - сама программа дала сбой, прошло задвоение сумм и образовался "виртуальный" долг, требование об уплате не дошло до налогоплательщика или оплата была неверно разнесена по счетам.

Для решения таких вопросов достаточно позвонить инспектору в территориальное отделение ИФНС или же на федеральный номер по тел. 8 (800) 222-22-22.

2. Посетить отделение ИФНС

С блокировкой расчетного счета по требованию ИФНС проще разбираться на месте, а потому при посещении инспектора целесообразно взять с собой оправдательные документы (банковские выписки, платежные поручения, отчеты, извещения, полученные с помощью 1С:Отчетность). Кроме того, пригодятся последние акты сверки и справки об отсутствии задолженности, на основании которых можно подтвердить отсутствие реальных долгов по налогам и страховым взносам. Могут понадобиться также отчеты из 1Спарк Риски, с помощью которых вы проверяли благонадежность контрагентов, которым отправляли деньги. Подробнее о том как проверяют контрагентов на благонадежность можно прочитать здесь.

3. Лично передать в банк решение о разблокировке счета

Если ИФНС приняла решение о разблокировке счета, уведомление об этом направляется в банк. Однако по причине сбоя в программе иногда этот документ может не пройти. В этом случае лучше, если налогоплательщик получит документ на бумаге и самостоятельно отнесет его в кредитное учреждение, хотя есть риск, что сотрудники его не примут.

Согласно п. 4 ст. 76 НК РФ банки для разблокировки счета должны руководствоваться электронными документами, полученными от ИФНС. Поскольку программа налоговой инспекции периодически обновляется, и зачастую наблюдаются сбои, сами налоговики просили банки принимать документы на бумажных носителях, о чем указано в Письме ФНС от 22.03.2019 г. № КЧ-4-8/5215@.

Если банк все же отказывается принимать документы от налогоплательщика, следует уточнить, какой вариант предлагают они. К примеру, к решению о разблокировке счета можно приложить сопроводительное письмо из ИФНС. В нем желательно указать, по какой именно причине налоговая инспекция не может направить в электронном виде уведомление о разблокировке расчетного счета.

4. Написать жалобу

Жалобу можно подать как на имя руководителя территориального отделения, так и через официальный сайт ФНС. В ней нужно указать основные факты, связанные с блокировкой банком расчетного счета, а также приложить копии или сканы оправдательных документов. Как показывает практика, подача жалобы - одна из самых эффективных мер воздействия.

Важно! При оформлении жалобы нужно использовать официальный тон обращения без лишних эмоций или оскорблений, в противном случае налогоплательщика могут оштрафовать по ст. 5.61 КоАП РФ. Штраф для компании составляет от 50 до 100 тыс. руб., для должностного лица - от 10 до 30 тыс. руб.

Особый момент

При общении с налоговиками по вопросу разблокировки счета следует быть предельно внимательными в высказываниях и поведении. Даже если замораживание денег произошло по вине сотрудника налоговой инспекции, не следует переходить на личности и оскорблять налоговиков. Скандал может обернуться штрафом по п. 1 ст. 20.1 КоАП РФ за мелкое хулиганство - 500 руб., но также и штрафом по ст. 319 УК РФ за оскорбление гослиц - 40 тыс. руб. или обязательными работами до 360 часов.

Если же налогоплательщик не сдержался и в грубой форме высказал свое недовольство в соцсетях или на форумах, тем самым оскорбив налоговую службу, его также могут привлечь к ответственности. За оскорбление власти предусмотрено наказание по ст. 20.1 КоАП РФ - штраф до 100 тыс. руб. (при повторном нарушении - до 200 тыс. руб.), а также арест до 15 суток.

Заключение

Блокировка расчетного счета - не только неприятная ситуация, но и в некоторых случаях негативно отражающаяся на финансово-хозяйственной деятельности компании. Поэтому рекомендуем контролировать кому вы отправляете деньги с расчетного счета. Для системы визирования платежей можно использовать блок Казначейство в 1С в программе БИТ.ФИНАНС/стандарт

Если блокировка все-таки произошла, то для решения вопроса необходимо незамедлительно обратиться в банк и узнать, по чьей инициативе и по каким причинам это произошло. После разъяснения ситуации нужно как можно быстрее собрать документы, подтверждающие правомерность проводимых операций, а при наличии задолженности по уплате налогов или сдаче деклараций - выполнить требование налоговой инспекции.

Если налогоплательщик посчитает действия банка или ИФНС незаконными, он может обратиться с жалобой в первом случае в Межведомственную комиссию при ЦБ РФ, а во втором - головное отделение ФНС. Кроме того, при незаконной блокировке денег компания имеет право на получение процентов за неправомерное использование денежных средств.

Материалы по темам

Бизнес Задачи

Бухгалтерия и налоги

Подпишитесь на новые статьи, профессиональные новости и советы по работе в «1С». Получайте расписание семинаров по учету и организации бизнес-процессов - еженедельно

Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности

ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ

Поддержка вашего бизнеса 24/7

У вас возникли вопросы? Задайте их нам! Заполните форму – и мы перезвоним Вам в течение 2 часов в рабочее время. Услуга предоставляется бесплатно.

Вы можете выбрать офис
Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности