Выбор региона
Выберите регион
ISO 9001:2015
Написать директору
14 Марта 2019

Организация маркировки на производстве

Многие предприятия сейчас решают для себя вопрос организации партионного учета и маркировки продукции. Отчасти это связано и с тем, что в 2018 году была введена обязательная ветсертификация, раннее – Шубаис, Егаис, а в 2019 году обязательная маркировка товара коснется еще более десяти групп товаров:

  • с марта уже запущена маркировка табачной продукции;
  • с 1 июля 2019 идентификационные коды станут обязательными для маркировки обуви;
  • с 1 декабря 2019 г. список маркируемой продукции расширится за счет введения в него духов, туалетной воды, кожаных предметов одежды, шин с пневматическими резиновыми покрышками, трикотажной вязаной одежды, верхней одежды, постельного, кухонного, столового, туалетного белья, фотокамер (включая лампы-вспышки и фотовспышки).

Правительство продумало и наказание при отказе от маркировки и регистрации продукции в единой базе данных. Организация или предприниматель могут быть привлечены к ответственности по нормам ст. 15.12 КоАП РФ (штрафы за производство и продажу немаркированной продукции предусмотрены для юридических и физических лиц) и ст. 171.1 УК РФ (штрафы, принудительные работы, и даже лишение свободы за производство и продажу немаркированного товара, совершенные в крупном и особо крупном размере).

Какие бывают виды маркировки товаров, продукции

Маркировка бывает:

  • Производственная — ее наносит предприятие-изготовитель товаров. Такая маркировка регламентируется в первую очередь ФЗ «О защите прав потребителей» и действующими техническими регламентами на продукцию;
  • Торговая — маркировка, которую наносит поставщик или продавец товаров (услуг).

При этом следует отличать маркировку продовольственных и непродовольственных товаров.

Какие характеристики отражает маркировка продовольственных товаров

  • наименование продукта, его вид, сорт, марку;
  • наименование страны, производителя и его адрес;
  • массу нетто или объем продукта;
  • состав — наименования основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;
  • пищевую ценность (калорийность, количество белков, жиров и углеводов, а также наличие витаминов);
  • условия хранения;
  • срок годности, дату изготовления;
  • способ приготовления (для полуфабрикатов и продуктов, предназначенных для детского питания);
  • рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок);
  • обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар; информацию о подтверждении соответствия.

Что должна показывать маркировка непродовольственных товаров

  • наименование товара;
  • наименование страны, производителя, его адрес;
  • назначение (область использования);
  • основные свойства и характеристики;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования;
  • обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар;
  • информация о подтверждении соответствия.

Законом предусмотрены особые требования к маркировке товаров. Она должна быть:

  • четкой и разборчивой, выделяться или размещаться на фоне, контрастном по отношению к цвету упаковки (изделия);
  • устойчивой к воздействию климатических факторов;
  • сохраняться в течение всего допустимого срока использования товара;
  • достаточной для обеспечения безопасного обращения с товарами.

При этом маркировка должна содержать три основных элемента:

  • текст;
  • рисунок;
  • информационные знаки.

Остановимся подробно на производственной маркировке товаров и продукции, ее характеристиках и видах.

Носители производственной маркировки

Носителями производственной маркировки считаются этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.

Этикетка для маркировки — основной носитель информации о товаре, на которой указываются все сведения, необходимые для субъектов рыночных отношений. Печатаются типографским способом и приклеиваются на товар или упаковку, наносятся литографическим способом на банки консервов, наносятся с помощью лазера на этикетку или сам товар (дата изготовления и срок годности товара). Маркировка товара этикетками один из самых распространенных способов маркировки. Кстати, в офисах Первого Бита всегда в наличии как разные виды этикеток, RFID меток, принтеров для печати этикеток и прочего торгового оборудования.

Кольеретка тоже является носителем маркировки — специальный вид этикетки, наносимый на горлышко бутылки алкогольной и безалкогольной продукции. Основная функция — создание эстетического образа.

Вкладыши — разновидность этикетки. Содержит основные сведения о товаре и вкладывается в упаковку товара. Встречается в упаковках парфюмерно-косметических товаров, кондитерских товаров и лекарственных средств. А также на производстве автомобилей, например, маркировка вкладышей двигателя, маркировка вкладышей коленвала, маркировка шатунных вкладышей.

Бирки для маркировки, которые пришиваются, приклеиваются, подвешиваются на товар. Здесь указывают фирменное наименование или товарный знак. Также часто встречаются кабельные бирки для маркировки, которые используют для маркировки проводов. Маркировка кабеля бирками производится согласно ПУЭ.

Маркировка ярлыками похожа на бирки, но в отличие от них содержат больше информации (сорт, марку, размер, дату выпуска и др.).

Контрольные ленты имеют небольшой размер, содержат в основном символическую и дополнительную информацию. Размещаются на одежде и обуви.

Клейма и штампы для маркировки это обозначения установленной формы, наносимые на товары, а также на упаковку и этикетки. В зависимости от того, где они нанесены, их делят на производственные и торговые, а в зависимости от своего назначения — на ветеринарные, карантинные, товароведные.

Если у вас стоит задача по организации маркировки на предприятии мы с удовольствием поделимся опытом, который мы реализовываем на предприятиях самого разного масштаба от небольших магазинов и складов, до крупных предприятий. Информацию о наших офисах можно посмотреть на сайте.

Партионный учет на предприятии

Практическая потребность партионного учета или учета выпускаемой продукции становится все более и более востребованной для разных производственных компаний.

Что такое партионный учет?

Это учет продукции, выпущенной из определенной партии сырья, в соответствии с определенной спецификацией, промаркированной данными о принадлежности к определенной производственной партии, на каждом участке ее передела.

Производственная партия — это некое количество готовой продукции, произведенной на определенном оборудовании (рабочем центре), из определенной партии сырья, в определенный период времени, определенным оператором, упакованная определенным образом, в определенную тару, промаркированную соответствующей этикеткой, с указанием на ней уникального номера партии.

Такая информация помогает определить: кто, когда, на чем, из чего, в каком количестве и под каким названием выпустил продукцию, упакованную в данную тару.

Маркировка на производстве

Рассмотрим стандартную цепочку поставок среднего по обороту перерабатывающего предприятия, которая позволит понять, как из чего формируется каждая партия выпущенной продукции, где и как она должна маркироваться, куда перемещаться, где размещаться и как комплектоваться. Это также поможет понять, как вводятся данные маркировки в учетную систему.

Стандартная цепочка состоит из следующих звеньев:

  • приемка сырья;
  • переработка сырья;
  • отгрузка изготовленной продукции.

Приемка сырья и маркировка грузов

Чтобы контролировать каждую партию поступающего сырья, перерабатывающее предприятие должно обеспечить необходимую маркировку каждого неделимого места принимаемой продукции на момент его приемки.

Неделимое транспортное логистическое место – это понятие из логистики, которое обозначает некое количество товара или продукции, упакованной в неделимую упаковку (штука, короб, поддон), промаркированную этикеткой с информацией (перечень идентификаторов) о товаре или продукции, находящейся в упаковке и использующуюся при маркировке грузов.

Таким образом, приемке подлежит сырье, упакованное в неделимые логистические места, которые должны быть промаркированы соответствующей этикеткой с информацией.

На этикетке обязательно должно быть указано:

  • код ID и наименование номенклатуры;
  • наименование производителя, его реквизиты;
  • технические условия произведенной продукции;
  • единица измерения;
  • количество единиц измерения;
  • период реализации;
  • прочее.

Дополнительная информация:

  • № партии;
  • № входящего электронного ветеринарного сопроводительного документа (ЭВСД) — для сырья, подлежащего ветеринарному контролю на основании приказа МСХ № 589 от 27.12.16., с последующем гашением входящего ЭВСД в ФГИС «Меркурий»;
  • дата выпуска или дата выпуска и время выпуска (для скоропортящейся продукции);
  • прочее.

Информация на этикетке может быть отображена для считывания двумя основными способами: ручным и автоматизированным.

При ручном способе кладовщик на основании информации на этикетке должен быстро и без ошибки найти и переместить из зоны хранения запаса в зону готовых заказов каждую конкретную упаковку продукции, указанную в бумажном или электронном документе «Задание на комплектацию». Считанную с этикеток информацию еще нужно ввести в определенный интерфейс учетной системы, а это еще дополнительное время.

Для того чтобы воспользоваться автоматизированным способом, информацию для считывания и ввода в учетную систему нужно отображать в виде штрихкода. Таким образом, для выполнения операции «приемка сырья при партионном учете» потребуется дополнительно внедрить новую автоматизированную систему считывания и ввода информации, основанную на технологии штрихкодирования. При таком способе скорость и корректность ввода заметно увеличивается (в среднем 700-1000 этикеток/час).

Переработка сырья

Если вы используете определенную партию сырья, которую вы промаркировали в процессе приемки, а затем произведете из нее определенную партию продукции, то можно быть уверенными в том, что данная партия продукции качественная.

Если потребитель заметит скрытый брак, то у вас есть возможность быстро и без ошибок найти нужную партию продукции или ее остатки на своем складе или в производстве. Далее необходимо будет сделать объективный анализ ее качества, выявить фактические причины отклонений и принять конкретные меры к недопущению подобной претензии в дальнейшем.

Именно поэтому в процессе передачи сырья со склада в производство необходимо очень строго соблюдать партионный учет. И каждая партия выпущенной продукции должна выпускаться только из одной строго определенной партии сырья.

Важно! Маркировка уже изготовленной продукции должна производиться в специальном месте на территории предприятия — «Посту приемки». Это рабочее место должно быть оборудовано всеми необходимыми инструментами для измерения, считывания (сканирования) и автоматизированному вводу в учетную систему данных о продукции.

На «Пост приемки» продукция попадает уже промаркированная в производстве, в том виде в каком она будет поступать в торговые точки.

При партионном учете продукция маркируется штрихкодом с необходимой информацией по каждой партии, которую можно считать и ввести в УС одним кликом (ТСД по штрихкоду, указанному на этикетке).

Отгрузка

Это завершающий этап на производстве и к нему больше всего требований.

Продукция должна быть принята по партиям и промаркирована строго, с учетом требований получателей.

В данный момент не существует единых стандартов маркировки продукции. Поэтому каждая торговая точка договаривается о формате и содержании этикетки с каждым поставщиком отдельно.

Получатель требует только краткую информацию о товаре, по которой он сможет ее сопоставить с информацией о данном товаре в своей учетной системе, а затем идентифицировать ее под своим кодом (ID).

Однако при партионном учете этой информации недостаточно.

Для быстрой и правильной идентификации каждой партии продукции, подлежащей приемке в торговой точке, кроме вышеуказанной, требуется еще следующая дополнительная информация:

  • дата выпуска или дата и время выпуска;
  • период реализации;
  • № партии;
  • № входящего ЭВСД (для продукции, подлежащего ветеринарному контролю на основании приказа Минсельхоза № 589 от 27.12.16.) с последующем гашением входящего ЭВСД в ФГИС «Меркурий»;
  • прочая.

Обратите внимание, что самый оптимальный вариант приемки — это когда считывание и ввод информации с этикетки производится с применением штрихкодирования товара или продукции. Звоните, специалисты Первого Бита настроят на вашем предприятии удобную систему маркировки с применением штрихкодирования.

При помощи одного клика оператор-приемщик может считать и ввести информацию с каждой этикетки и в онлайн режиме при помощи ТСД и получить разрешение на приемку по каждому неделимому месту, на котором приклеена данная этикетка. Есть соответствующие форматы штрих-кодов, которые применяются для данных целей (например, формат CCSS-18). Если у вас возникли вопросы, обратитесь за консультацией к нашим специалистам прямо сейчас.

Материалы по темам

Бизнес Задачи

Бухгалтерия и налоги

Подпишитесь на новые статьи, профессиональные новости и советы по работе в «1С». Получайте расписание семинаров по учету и организации бизнес-процессов - еженедельно

Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности

ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ

Поддержка вашего бизнеса 24/7

У вас возникли вопросы? Задайте их нам! Заполните форму – и мы перезвоним Вам в течение 2 часов в рабочее время. Услуга предоставляется бесплатно.

Вы можете выбрать офис
Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности