Выбор региона
Выберите регион
ISO 9001:2015
Написать директору
6 Декабря 2018

Учет и распределение затрат для определения себестоимости

Методы и решения.

Данные о себестоимости лежат в основе принятия стратегически важных решений для вашей компании в ценовой политике, товарной стратегии, стратегии каналов сбыта и т.п. Ошибка в этой сфере может привести к большим материальным потерям.

Не последнюю роль здесь играет правильность выбранного метода для получения информации. При этом важно, чтобы метод оставался корректным и актуальным. Если вдруг ваш метод отстает от изменений внешней и внутренней среды, то он вполне способен погубить компанию.

Благодаря грамотной системе управленческого учета можно получать корректные и своевременные данные о себестоимости производимых продуктов или услуг, заказов и контрактов. При этом, сопоставляя себестоимость с ценой, можно оценить доходность тех или иных продуктов, клиентов и т.п.

Распределение затрат

Сравним два метода оценки себестоимости объектов затрат: традиционный метод и АВС-анализ.

Традиционный метод калькуляции себестоимости предполагает три пути распределения затрат.

Путь 1. Формирование пула накладных расходов.

Накладные расходы выделяются и объединяются в группу. В лучшем случае на этом шаге данные расходы будут сгруппированы по центрам (пулам) расходов или по подразделениям (обслуживающим, управляющим). Далее в этом случае к разным пулам будет возможность применять различные факторы распределения накладных расходов на объекты затрат.

Путь 2. Перенесение стоимости прямых расходов на объекты затрат.

Перенос стоимости прямых расходов обычно осуществляется в соответствии с нормами расхода сырья или нормами трудозатрат.

Путь 3. Распределение стоимости накладных расходов на объекты затрат.

Этот шаг является предметом критики традиционного метода калькуляции. Такое распределение может проводиться:

  • с распределением накладных расходов по продуктам пропорционально определенным показателям (сюда относятся прямые трудозатраты, машинное время и т.п.);
  • без распределения накладных расходов по продуктам. Накладные расходы оплачиваются из валовой прибыли (производственной маржи).

На возникновение накладных расходов влияет некоторая совокупность характеристик объекта затрат. Традиционный метод выбирает фактор с наибольшим весом и игнорирует иные причины возникновения накладных расходов.

В свою очередь, это приводит к тому, что выбранные объекты затрат с сильными характеристиками оттягивают на себя большую сумму накладных расходов. При этом в реальности, наоборот, объекты затрат с меньшим значением фактора распределения получат меньше накладных расходов, хотя могут являться основной причиной их возникновения.

В результате получается, что объекты затрат первого типа выполняют своего рода роль «доноров рентабельности» для объектов второго типа. То есть, на практике данная система может скрыть убыточность одного продукта и занизить рентабельность другого.

Согласно традиционному методу, даже если распределение накладных расходов по объектам затрат пройдет с серьезными ошибками, то информация о себестоимости не будет содержать значительной погрешности. Соответственно, управленческие решения будут вполне эффективными. Однако такой способ калькуляции в современном мире не так популярен. Сейчас компании стремятся получить более точные расчеты, минимизировав риски.

Распределение затрат в АВС-анализе

Метод носит название операционно-ориентированного учета затрат — АВС (activity-based costing).

Здесь кроме «затрат» и «объектов затрат» используются понятия «ресурсы» и «операции». Чтобы провести АВС-анализ необходима следующая классификация операций:

  • основные операции (снабжение, производство, сбыт и т.д.);
  • обслуживающие операции (обеспечение информационными технологиями, операции управления персоналом, ремонт производственного оборудования, бухгалтерский учет);
  • управленческие операции — это операции, которые служат целям управления основными и обслуживающими операциями.

Выделяют шесть путей распределения затрат при операционно-ориентированном методе калькуляции.

Первый путь

Распределение накладных затрат на ресурсы.

Здесь стоимость накладных расходов переносится на стоимость ресурсов. При этом определяется полная текущая стоимость обладания единицей ресурса: стоимость должности, стоимость оборудования и т.п.

На практике часто одна статья затрат переносится на несколько единиц ресурсов. Например, арендная плата офисных помещений должна быть разнесена на стоимость должностей, чьи рабочие места находятся в данном помещении. Тогда здесь используются коэффициенты распределения затрат, которые называют «драйверами затрат». Это основной показатель уровня затрат: для арендной платы — это площадь помещения, занимаемая данным сотрудником; для стоимости потраченной электроэнергии — это потребляемая электрическая мощность персонального оборудования сотрудника (с поправкой на время работы) и т.п.

Сначала находят стоимость единицы драйвера затрат: одного квадратного метра, киловатт-часа и т.п. для этого необходимо умножить стоимость единицы драйвера на количество драйвера, потребляемое данным ресурсом.

Второй путь

Отнесение прямых расходов на стоимость объектов затрат.

Этот шаг в АВС-анализе идентичен распределению прямых затрат в традиционной калькуляции и не вызывает никаких методических сложностей.

Третий путь

Первичное перенесение стоимости ресурсов на операции

Это трудоемкая, но очень важная процедура.

Полная стоимость ресурсов, рассчитанная на первом пути, переносится на операции, которые выполняют соответствующие единицы ресурсов.

Перенос стоимости с ресурсов на операции производится пропорционально показателям, отражающим степень использования данного ресурса в соответствующей операции. Эти показатели носят название «драйверы ресурсов».

Расчет переносимой стоимости производится в несколько этапов:

  • определяется общее количество единиц драйвера данного ресурса, например, фонд рабочего времени в человеко-часах;
  • путем деления стоимости ресурса на общее количество единиц драйвера ресурса определяется стоимость единицы драйвера: стоимость часа работы сотрудника, стоимость часа машинного времени;
  • определяется количество единиц драйвера ресурса, потребляемого той или иной операцией;
  • умножением количества потребляемых единиц драйвера на стоимость единицы драйвера определяется сумма стоимости ресурса, переносимая на данную операцию.

Четвертый путь

Перераспределение стоимости обслуживающих операций на обслуживаемые ими ресурсы

Обслуживающая операция может переносить свою стоимость в том числе и на ресурс (сотрудника или оборудование), который выполняет эту операцию. К примеру, программист сам работает на ПК и вынужден обслуживать в том числе и компьютер. Обратно на «свой» ресурс обслуживающая операция перенесет лишь часть своей стоимости, а остальная распределится на другие ресурсы.

Перенесение стоимости операции производится пропорционально драйверам операций, которые формируются аналогично драйверам затрат и драйверам ресурсов. Сначала рассчитывается общее количество единиц драйвера, затем определяется стоимость каждой единицы. Далее анализируется количество потребляемых единиц драйвера и рассчитывается переносимая стоимость.

Пятый путь

Распределение стоимости управляющих операций на основные и обслуживающие операции

Это наиболее сложная процедура и носит в большинстве случаев субъективный характер. В целях АВС-анализа объектами управления следует признавать не ресурсы, которыми управляет субъект управления, а действия (операции) объектов управления.

Крайне сложной задачей данного этапа является выбор адекватного драйвера операций, пропорционально которому производилось бы перераспределение. Предлагаются такие подходы:

  • стоимость управляющей операции распределяется поровну между управляемыми операциями;
  • стоимость управляющей операции распределяется пропорционально рабочему времени, затрачиваемого субъектом управления (руководителем), на соответствующие операции;
  • стоимость управляющей операции распределяется пропорционально значимости операций, определяемой экспертным путем.

Управляющие операции располагаются на различных уровнях модели бизнес-процессов компании. С этим связаны сложности перераспределения, поскольку в данном случае будут наблюдаться не только горизонтальные, но и вертикальные переносы стоимости.

Шестой путь

Перенесение стоимости основных операций на объекты затрат

Драйверами операций на этом шаге обычно являются количественные характеристики объектов затрат (количество в штуках, вес в килограммах, длина в метрах и т.п.), пропорционально которым основные операции переносят на них свою стоимость.

Основные операции можно разбить на группы, аналогичные классификации объектов затрат: «продуктово-ориентированные» и «клиенто-ориентированные». Первый вид основных операций связан с полным циклом создания продукта, а второй — с полным циклом продажи данному покупателю.

Однако в реальности не целесообразно ограничиваться расчетом только себестоимости произведенного продукта или абстрактной стоимости обслуживания клиента. Необходимо оценить полную себестоимость объектов затрат. В этих целях создаются срезы «покупатели–продукты» или «продукты–покупатели», в которых к себестоимости объектов типа «покупатели» прибавляется себестоимость объектов типа «продукт» и наоборот. Итоги этих расчетов используются для оценки рентабельности производства и продажи отдельных продуктов, а также производства продукции и продажи ее определенным покупателям.

Распределение затрат в 1С

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы распределения косвенных расходов между видами выпускаемой продукции (работ, услуг).

В программах 1С расходы, которые распределяются на себестоимость товаров, регистрируются по статьям расходов с вариантом распределения на себестоимость товаров.

В системе 1С:ERP поддерживается гибкий механизм настройки учета расходов, включающий ранжирование трат, сопутствующих производственному процессу. Классифицирование затрат закрепляется в справочнике статей расходов индивидуально по каждой статье. Настройка разнесения косвенных трат, с выбранным «На производственные затраты», похожа на распределение прямых. Эта операция проводится в «Распределении расходов на себестоимость продукции», а база перераспределения зависит от настройки статьи расхода. Этот момент существенно отличает решение от «1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0», где настроить порядок распределения косвенных расходов можно в регистре сведений «Учетная политика».

Также в 1С:Бухгалтерии существует множество документов для отражения косвенных затрат, среди которых:

  • «Поступление товаров, услуг»,
  • «Требование-накладная»,
  • «Начисление зарплаты»,
  • «Авансовый отчет»,
  • «Списание материалов из эксплуатации»,
  • «Списание товаров».

Кроме того, можно использовать регламентные операции: «Списание расходов будущих периодов», «Амортизация и износ основных средств».

Как распределились косвенные расходы в «1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0» можно узнать при формировании оборотно-сальдовой ведомости по необходимому счету. Там же отразится закрытие косвенных расходов.

С помощью прикладного решения «1С:Комплексная автоматизация 2» можно отразить материальные, трудовые и финансовые затраты.

В программе можно:

  • учитывать и распределять номенклатурные затраты,
  • регистрировать и распределять постатейные расходы,
  • списывать затраты на выпуск без заказов на производство,
  • формировать активы и пассивы,
  • рассчитывать себестоимость выпуска товаров,
  • учитывать прочие расходы и доходы,
  • распределять расходы на финансовый результат.

В системе удобно регистрировать и распределять затраты, которые формируют:

  • Себестоимость выпускаемой продукции;
  • Стоимость оборотных активов;
  • Стоимость внеоборотных активов;
  • Финансовый результат.

Кроме того, среди расходов компании можно выделить:

  • Номенклатурные затраты, где отражаются прямые расходы производственной деятельности с количественным измерением;
  • Постатейные расходы, в которых учитываются прямые и косвенные расходы в суммарном выражении;
  • Формирование активов и пассивов, где отражены операции, связанные с формированием активов или регистрацией обязательств, управление которыми ведется, как правило, в ручном режиме или, сам факт регистрации которых обусловлен требованиями по ведению учета.

Пренебрежение вопросами внедрения эффективных систем распределения косвенных расходов может привести к серьезным диспропорциям в производственном контуре, структуре продаж и ценовой политике предприятия, а это повлияет на финансовые результаты деятельности компании. Если вы ищете решение или вам необходимо настроить вашу систему, позвоните в один из наших офисов. Специалисты проконсультируют и помогут решить вашу задачу.

Материалы по темам

Бизнес Задачи

Бухгалтерия и налоги

Подпишитесь на новые статьи, профессиональные новости и советы по работе в «1С». Получайте расписание семинаров по учету и организации бизнес-процессов - еженедельно

Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности

ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ

Поддержка вашего бизнеса 24/7

У вас возникли вопросы? Задайте их нам! Заполните форму – и мы перезвоним Вам в течение 2 часов в рабочее время. Услуга предоставляется бесплатно.

Вы можете выбрать офис
Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности