Выбор региона
Выберите регион
ISO 9001:2015
Написать директору
11 Октября 2018

Что нужно для управления денежными потоками

Планирование денежных потоков играет важную роль в управлении предприятием. Неправильная оценка ситуации и неверно принятые решения могут привести к потерям и негативным последствиям. Так как денежные потоки характеризуются неравномерностью поступлений и расходования это зачастую порождает кассовые разрывы – временный дефицит, порождающий кризисные ситуации. Именно поэтому ТОП-менеджмент компании создает системы для управления денежными потоками.

Принципы создания системы управления финансами строятся на:

  • достоверности данных и прозрачности их получения;
  • планировании потоков и контроле платежей;
  • ликвидности и платежеспособности;
  • эффективности использования и рациональности.

Итак, основная информация о денежных средствах компании, источниках их поступления, а также об их использовании отражается в отчете о движении денежных средств. Отчет отражает поступления по основным источникам и выплаты по направлениям затрат за период. Этот отчет или как его еще называют, кэш-фло собирает все данные по источникам финансирования, инвестициям и операционной деятельности.

Если отчет построен как управленческая отчетность, то он не зависит от законодательных ограничений, а значит может использоваться только руководством предприятия. При этом отчет должен охватывать все направления деятельности. В этом случае, руководство компании увидит, как предприятие обеспечено финансами.

Методы

Выделяют и методы управления денежными потоками предприятия. Они включают в себя:

  • идентификацию денежных потоков по их отдельным видам;
  • определение общего объема денежных потоков разных видов в рассматриваемом периоде;
  • распределение общего объема денежных потоков разных видов по отдельным интервалам исследуемого периода;
  • анализ и оценку факторов внутреннего и внешнего характера, которые влияют на формирование денежных потоков.

Анализ и управление

Механизм управления денежными потоками состоит из множества элементов, каждый из которых выполняет свою функцию для целой системы. Так, важной составной частью этого механизма является анализ денежных потоков. По сути, он является основой для оценки результативности деятельности организаций и дальнейшего формирования эффективной денежной политики. А это, в свою очередь, способствует устойчивости организации, ее платежеспособности, существенно влияет на результативность хозяйственной деятельности и позволяет проводить обоснованную инвестиционную политику.

Есть несколько типов анализа:

  • вертикальный (структурный). Он показывает структуру притока и оттока денежных средств по предприятию в целом, а также отражает долю различных источников;
  • горизонтальный (анализ динамики). Суть его в построении аналитической таблицы, в которой абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста или снижения. Обычно его проводят при помощи отчета о движении денежных средств, так как он формируется по сферам деятельности предприятия - операционной (текущей), инвестиционной и финансовой. Этот отчет позволяет планировать инвестиционную и финансовую политику организации;
  • коэффициентный анализ. Он помогает изучать уровни и их отклонения от плановых и базисных значений относительных показателей, которые характеризуют денежные потоки. При этом анализе также рассчитываются коэффициенты эффективности использования денежных средств организации.

Основными результатами анализа денежных потоков в организации должны стать:

  • определение основных источников денежных поступлений и направлений использования денежных средств, в том числе в разрезе основных видов деятельности;
  • оценка синхронности (сбалансированности) денежных поступлений и платежей;
  • объяснение расхождений между величиной денежного потока в отчетном периоде и полученной прибылью;
  • выявление причин недостатка (избытка) денежных средств;
  • выявление структуры краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений;
  • оценка достаточности полученной прибыли для удовлетворения текущей потребности в денежных средствах;
  • определение достаточности собственных средств для инвестиционной деятельности;
  • определение способности организации в результате текущей деятельности обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами.

Совершенствование

Для того, чтобы совершенствовать управление денежными потоками проводят разные мероприятия. К примеру, можно в краткосрочном периоде:

  • увеличить сроки предоставления предприятию товарного кредита со стороны поставщиков;
  • обеспечить частичную или полную предоплату за продукцию, которая пользуется высоким спросом,
  • ускорить сбор дебиторской задолженности;
  • использовать современные финансовые инструменты рефинансирования дебиторской задолженности;
  • реструктуризировать портфель финансовых кредитов путем перевода краткосрочных их видов в долгосрочные.

В долгосрочном периоде приветствуются свои мероприятия. Среди них могут быть:

  • снижение суммы постоянных издержек предприятия;
  • привлечение стратегических инвесторов с целью увеличения объема собственного капитала;
  • привлечение долгосрочных финансовых кредитов;
  • продажа финансовых инструментов инвестирования;
  • продажа (или сдача в аренду) неиспользуемых видов основных средств;
  • сокращение объема и состава реальных инвестиционных программ;
  • отказ от финансового инвестирования.

Эффективность и бюджетирование

Из многочисленных методов и мер, которые нацелены на повышение эффективности управления денежными потоками предприятия, отдельным пунктом можно выделить введение бюджетирования денежных потоков.

У бюджета денежных средств есть две цели.

Во-первых, он показывает конечное сальдо на счете денежных средств в конце бюджетного периода. Эту величину необходимо знать для завершения прогнозного бухгалтерского баланса.

Во-вторых, если проведен прогноз остатков денежных средств на конец каждого месяца внутри бюджетного периода, то можно вовремя выявить излишки денежных средств или их дефицит.

Применение бюджетирования в управлении денежными потоками помогает ответить на важные вопросы: кто и когда, на какие цели и сколько сможет потратить денежные средства. Кроме того, бюджетирование будет прекрасным инструментом делегирования финансовой ответственности на разные подразделения компании. Вы сможете ставить задачи и требовать планы действий для исполнения бюджетов. Бюджеты помогут повысить прозрачность и контроль за действиями подразделений. Улучшат взаимодействие, повысят качество принятия решений и позволят вам выполнять стратегические планы предприятия.

Решения

Сегодня на рынке существует много решений для управленческого учета. Одни из них помогают планировать денежные потоки, другие вести платежный календарь. Первый БИТ предлагает универсальную систему, состоящую из нескольких решений, которые могут работать как по-отдельности, так и комплексно автоматизировать управленческий учет на предприятии. Решения линейки БИТ.ФИНАНС уже используют более 3500 предприятий в России, Казахстане, Украине.

БИТ.ФИНАНС интегрируется с такими программами 1С, как 1С:Бухгалтерия, 1С:Управление торговлей, 1С:Комплексная автоматизация, 1С:Управление производственным предприятием, 1С:ERP и подходит для решения следующих бизнес-задач:

  • бюджетирование
  • казначейство
  • управление договорами и затратами
  • МТО (управление закупками)
  • MDM (управление нормативно-справочной информацией)
  • консолидация
  • сверка внутригрупповых оборотов
  • МСФО

Подробнее о реализации бизнес-задач в решениях можно посмотреть на сайте www.bitfinance.ru

Если вы хотите узнать подробнее о реализации решения на других предприятиях вашей отрасли консультанты Первого БИТа в удобное для вас время назначат встречу покажут кейсы и продемонстрируют функционал. Звоните в офисы компании.

Одно из решений линейки - БИТ.ФИНАНС.ПРОФ. Эта подсистема бюджетирования позволяет автоматически рассчитать, связать и сопоставить в системе плановые и фактические показатели. Решение закрывает бизнес-процесс по сведению баланса предприятия, основанного на бюджетном плане счетов и комплекте настраиваемых отчетов. Оно решает следующие задачи:

  • Сбор и анализ мастер - бюджетов (БДДС, БДР, ББЛ) предприятий;
  • План-фактный анализ компании с детализацией до первичных документов;
  • Повышение качества контроля за исполнением бюджетов;
  • Формирование отчетности, необходимой для анализа и принятия управленческих решений;
  • Интеграция подразделений в общую информационную модель в качестве участников процесса бюджетирования;
  • Формирование платежного календаря
  • Снижение трудоемкости и сроков бюджетного процесса

БИТ.ФИНАНС.ПРОФ имеет мобильное приложение, с помощью которого вы сможете согласовывать заявки на оплаты с любого мобильного устройства.

Приложение «Ключевые показатели» позволит отслеживать в режиме онлайн финансовые показатели.

Внедрение БИТ.ФИНАНС.ПРОФ

Использование подсистемы начинается с оценки и анализа уже существующей финансовой системы отчетности организации.

Сначала создается список показателей отчетов. Обычно используют два типа показателей: оборотные и остаточные. На основе перечня остаточных показателей пользователи создают план счетов бюджетирования в информационной базе.

Программа БИТ.ФИНАНС обладает целым набором инструментов для финансового планирования в организации, который соответствует универсальной модели бюджета. Решение позволит вам решить весь спектр ключевых задач по управлению корпоративными финансами.

Платежный календарь

Особое внимание стоит уделить такому полезному инструменту в системе, как платежный календарь. Ведь возникновение у компании кассовых разрывов во многом зависит от того, насколько точно финансовый директор может составить платежный календарь.

Мы готовы поделиться дельным советом: планируя платежи, опирайтесь на доступные средства.

Работает такой механизм: поступления, запланированные в бюджете движения денежных средств, делят на количество рабочих дней в месяце и полученную цифру заносят в платежный календарь как входящий денежный поток одного дня. По сути, другого верного решения и нет.

Может сложиться такая ситуация. К примеру, у вашей компании остатки на счетах на начало дня составляют 150 тыс. рублей, к поступлению ожидается 300 тыс. рублей. На основании этих данных запланировано оплатить счета на сумму 450 тыс. рублей. В итоге выяснится, что из запланированных 300 тыс. рублей до конца банковского дня поступило лишь 200 тыс. рублей. А весь платежный календарь надо переделывать. Более того, остатки на расчетных счетах были спланированы в ноль, а у предприятия на руках договор с банком, по которому оно обязуется поддерживать на счете неснижаемый остаток – 10 тыс. рублей.

Чтобы избежать подобной ситуации, лучше заранее определить, какую долю из запланированных к поступлению средств можно направить на оплату тех или иных счетов. Также в регламенте платежей лучше заранее определить размер страхового остатка средств на конец каждого рабочего дня, который будет приниматься в расчет при составлении платежного календаря.

Наши специалисты готовы рассказать о преимуществах работы в системе БИТ.ФИНАНС, а также поделиться секретами управления денежными потоками и ведения платежного календаря.   

Материалы по темам

Бизнес Задачи

Бухгалтерия и налоги

Подпишитесь на новые статьи, профессиональные новости и советы по работе в «1С». Получайте расписание семинаров по учету и организации бизнес-процессов - еженедельно

Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности

ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ

Поддержка вашего бизнеса 24/7

У вас возникли вопросы? Задайте их нам! Заполните форму – и мы перезвоним Вам в течение 2 часов в рабочее время. Услуга предоставляется бесплатно.

Вы можете выбрать офис
Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности