Настройка 1С:УТ для торговли на маркетплейсах
Для отражения операций с комиссионерами в 1С:УТ 11 в первую очередь необходимо включить данный функционал в программе. Для этого перейдите в раздел «НСИ и администрирование». В подразделе «Настройка НСИ и разделов» выберите пункт «Продажи».
В блоке «Продажи» должно быть выбрано: «Типовые и индивидуальные соглашения» и «Договора с клиентами» в Оптовых продажах, а также «Передача на комиссию» в Комиссионных продажах.
Также для комиссионной торговли очень важен блок «Партнеры». Именно через него мы будем создавать в программе карточки площадок / маркетплейсов.
При создании партнера нужно отметить галочки «Клиент» и «Поставщик».
Соглашение с клиентом
В Индивидуальном соглашении об условиях продаж нужно выбрать операцию «Передача на комиссию». Чтобы не путаться, прописываем наименования соглашения и площадки (в поле «Клиент»).
Условия продаж. Проверяем валюту расчетов, заполняем схему расчета комиссионного вознаграждения.
Поскольку маркетплейсы часто оказывают собственные услуги по распространению товаров (транспортировка, хранение и т.д.), нужно будет дополнительно создать соглашение с ним как с поставщиком.
Передача товаров маркетплейсу на реализацию
Из блока Продаж перейдите в «Документы продажи». Через кнопочку «Создать» выберите пункт меню «Передача на комиссию».
Выбирает тип операции «Передача на комиссию», выбираем соглашение, выбираем наш маркетплейс (в данном случае — Вайлдберис).
Во вкладке «Товары» выбираете товары, которыми будете оперировать на площадке, в том числе их количество. Цены можно настроить на свое усмотрение, в том числе включить расчет по формулам.
Возврат товаров комиссионером
Возврат товаров маркетплейсом может случится по нескольким причинам: при приемке товар не был обнаружен, фактическое количество с заявленной накладной расходится, в товарах обнаружился брак, либо покупатели их не выкупили. Для таких случаев есть «Возврат товаров от клиента».
При оформлении возврата товаров от клиента, нужно выбрать клиентом и контрагентом интересующий маркетплейс, а в графе «Соглашение» — Комиссионный договор. Фактические причины возврата на заполнение этого документа не влияют.
Реализация товаров комиссионеров
Для отражения в учетной системе «Управление торговлей» фактов реализации товаров через электронную площадку можно один или несколько раз в месяц формировать документ «Отчет комиссионера о продажах».
Этот процесс можно автоматизировать при помощи удобного решения «БИТ.Интеграция с маркетплейсами».
Если создавать отчет о продажах через функцию «Создать на основании», то в нем автоматически будут заполнены все данные из документа передачи товаров на комиссию. Если вы создаете отчет самостоятельно, нужно нажать кнопку «Заполнить» и выбрать документ-основание — результат будет тем же.
При необходимости удалите из списка номенклатуры те товары, которые пока что остаются лежать на складе маркетплейса. Затем нажмите кнопку «Рассчитать вознаграждение».
На закладке «Комиссионное вознаграждение» будет указан способ расчета вознаграждения, согласно условиям соглашения или договора.
Услуги доставки и хранения, оказываемые маркеплейсом
В разделе «Закупки» – «Документы закупки» через кнопку «Создать» выберите «Закупка у поставщика». Затем выберите «Приобретение услуг и прочих активов».
Именно тут будут оформляться услуги, которые вам предоставляет маркетплейс. Для этого должно быть оформлено соглашение с поставщиком, потому что по одному соглашению о комиссионной торговле нельзя одновременно продавать товары и закупать услуги.
Взаимозачеты задолженностей
Чтобы произвести взаимозачет задолженностей с маркетплейсом, перейдите в раздел «Казначейство» — «Взаимозачеты задолженности» и нажмите «Создать».
При учете дополнительных услуг со стороны маркетплейса кредитором дебитором должен стоять клиент, кредитором — поставщик. Суммы взаимозачета должны совпадать, иначе документ не проведется.
Получение денежных средств
Перейдите в раздел «Казначейство» — «Безналичные платежи». Выберите «Поступление безналичных денежных средств».
Как правило, все используют либо настройку Direct Bank, либо непосредственно файловый обмен по банку. Выгружаете из клиент-банка файл с выпиской и загружаете сюда.
Советуем попробовать вам простой алгоритм, сильно упрощающий работу с платежами.
Проводите все покупки и продажи первой половиной дня, перемещение и списание денег для собственных нужд — серединой дня, а движения денег — концом дня, но не позже 22.00 (как правило, тогда начинается время для регламентных операций).
Это значительно снизит количество зачетов авансов, будет формироваться меньше операций, и станет проще проверять расчеты с контрагентами.
Возврат товара покупателем
Предположим, после того, как маркетплейс предоставил отчет о продажах, клиент произвел возврат товара. В данном случае сначала нужно оформить документ «Отчет комиссионера о продажах», в котором фиксируется факт возврата.
Информация о возвращенных товарах должна быть со знаком «минус». Сумма вознаграждения тоже отражается с отрицательным значением.
При желании, можно проводить возвраты в одном отчете с продажами.
После проведения такого документа, в остатках автоматически появится возвращенный товар.