С 1 сентября 2023 года вступили изменения законодательства в области условий и охраны труда, связанные с обеспечением работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами.
Для организаций, уже использующих программный продукт «Охрана труда» любой версии для реализации и учета спецодежды и СИЗ, есть возможность перехода на Единые типовые нормы (ЕТН).
Переход от Типовых отраслевых норм к Единым типовым нормам осуществляется в соответствии с приказом № 767н от 29.11.2021 г., с помощью специальной обработки «Переход на ЕТН». С ее помощью можно поэтапно осуществить все необходимые настройки и в автоматическом режиме создать необходимые документы для перехода.
Переход на ЕТН позволит заменить типовые отраслевые нормы (ТОН) бесплатной выдачи работникам СИЗ по отраслям, согласно которым СИЗ выдаются в зависимости от должности или профессии работника. Переход от типовых отраслевых норм обеспечения работников СИЗ к ЕТН — принципиально новый подход, основанный на выявленных опасностях и оценке уровней профессиональных рисков на рабочем месте.
Автоматизация Единых типовых норм в 1С
Первый этап: Общие настройки
На вкладке «Настройки» указать приказ отмененный (можно выбрать сразу несколько приказов), приказ действующий № 767н от 29.11.2021 г., дату перехода (необходима для дат, создаваемых документов), организацию.
При наличии галочки напротив подразделений, программа создаст документы только по выбранным подразделениям для каждого в отдельности. При отсутствии галочки, документы создаются по всей организации в целом.
Второй этап: Сопоставление профессий, видов работ, опасностей и вредных веществ
На вкладке «Сопоставление профессий и профессий ТОН» происходит сопоставление профессий штатного расписания с профессиями типовых норм путем выбора профессии ТОН в соответствующей колонке.
Если такие сопоставления ранее были установлены в базе, то при переходе на вкладку они определятся автоматически.
Если ранее не было сделано, то программа может выполнить сопоставление самостоятельно, когда найдет полное соответствие по наименованию профессий штатного расписания и справочника «Профессии ТОН». Для этого необходимо нажать кнопку «Сопоставить по наименованию».
На вкладке «Сопоставление видов работ и Видов работ ТОН» происходит сопоставление установленных видов работ для сотрудников организации и видов работ из рабочих мест с видами работ из типовых норм.
Если Виды работ не используются в учете, то вкладка будет пуста. В этом случае сопоставление не требуется.
Если данные на вкладке есть, то необходимо выполнить сопоставление путем выбора Вида работ ТОН в соответствующей колонке. Программа может выполнить сопоставление самостоятельно, когда найдет полное соответствие по наименованию видов работ, установленных в базе и позиций справочника «Виды работ ТОН». Для этого необходимо нажать кнопку «Сопоставить по наименованию».
На вкладке «Сопоставление Опасностей и Опасностей ТОН» происходит сопоставление идентифицированных опасностей рабочих мест или подразделений с опасностями, которые указаны в единых типовых нормах.
Если опасности не идентифицированы, то вкладка будет пуста. В этом случае сопоставление не требуется.
Если ранее такого не было сделано, то программа может выполнить сопоставление самостоятельно, когда найдет полное соответствие по наименованию опасностей, идентифицированных в базе и позиций справочника «Опасности ТОН». Для этого необходимо нажать кнопку «Сопоставить по наименованию».
На вкладке «Сопоставление вредных веществ с Производственными загрязнителями ТОН» происходит сопоставление вредных веществ рабочих мест с производственными загрязнителями, которые указаны в единых типовых нормах.
Если вредные вещества вообще не указаны в рабочих местах базы, то вкладка будет пуста. В этом случае сопоставление не требуется.
Если ранее такого не было сделано, то программа может выполнить сопоставление самостоятельно, когда найдет полное соответствие по наименованию вредных веществ рабочих мест и позиций справочника «Производственные загрязнители ТОН». Для этого необходимо нажать кнопку «Сопоставить по наименованию».
Третий этап: Установка норм и потребностей
На вкладке «Установка норм» программа отменяет старые нормы и устанавливает новые автоматически, согласно выставленным выше сопоставлениям по профессиям, видам работ, опасностям, производственным загрязнителям.
После проверки данных в табличных частях пользователю необходимо нажать кнопку «Создать документы». После этого программа создаст два документа: первый – отменит все ранее назначенные нормы, второй – назначит новые нормы.
На вкладке «Сопоставление Номенклатуры ТОН» необходимо выставить соответствие между справочниками «Номенклатура ТОН» и «Номенклатура». На вкладку попадет вся Номенклатура ТОН, которая указана в новых нормах и нуждается в сопоставлении с фактически выдаваемой номенклатурой.
Программа может выполнить сопоставление самостоятельно, когда найдет полное соответствие по наименованию Номенклатуры ТОН и позиций справочника «Номенклатура». Для этого необходимо нажать кнопку «Сопоставить по наименованию».
На вкладке «Установка потребностей» программа автоматически отменяет старые потребности и создает новые потребности для сотрудников относительно новых норм.
После проверки данных в табличных частях пользователю необходимо нажать кнопку «Создать документы».
Если в настройках учета блока «Спецодежда и СИЗ» включен режим автоматического оперативного расчета потребностей, данная вкладка будет пуста, кнопки недоступны к нажатию! В этом случае документы формируются автоматически.
Четвертый этап: Переход на ЕТН
На вкладке «Изменение спецодежды, СИЗ» происходит автоматическая замена «старой» номенклатуры ТОН на «новую». Программа самостоятельно осуществляет переход, исходя из выставленных сопоставлений на вкладке «Сопоставление Номенклатуры ТОН».
После проверки данных в табличных частях пользователю необходимо нажать кнопку «Создать документы».
Вкладка «Созданные документы» содержит все созданные в процессе перехода документы. Активные ссылки позволяют открыть документ. После закрытия обработки документы переносятся в соответствующие Журналы.
Переход осуществляется единожды, при повторном запуске вкладки будут пусты.